Энтомофаги — будущее экологически безопасной технологии защиты растений в регионе
В настоящее время на территории РФ только начинают развивать биологические схемы защиты растений. В первую очередь, это, конечно, связано с направленностью отечественного АПК на широкое внедрение органического земледелия. В 2023 году Воронежская область победила в двух номинациях Национального органического конкурса: «Регион – лидер по числу сертифицированных производителей» и «Регион – лидер по поддержке органического производства». Активное субсидирование производителей органической продукции Минсельхозом только подогревает интерес фермеров и крупных хозяйств. Ввиду того, что на «Органике» недопустимо применение химических средств защиты растений, биологическая защита будет также активно развиваться и внедряться вместе с органическим сельским хозяйством. Вместе с тем спрос на ряд энтомофагов, таких как габробракон или трихограмма будет только расти. Однако, по данным «Вестника агропромышленного комплекса» в последнее время (4-5 лет) замечено троекратное увеличение рынка энтомофагов в нашей стране. Большая часть (до 90%) рынка сформирована за счет импорта, и лишь 10% — это отечественные производители, основная доля которых приходится на тепличные хозяйства, разводящие энтомофагов для собственных нужд. И это при том, что в 40-50-е гг. Советский Союз был ведущим разработчиком и производителем комплексов по выращиванию и применению разнообразных энтомофагов, но в 90-е годы это направление пришло в упадок и произошел почти стопроцентный переход на химические СЗР. В последнее время интерес мирового и отечественного рынка к энтомофагам вновь активно возрождается. Таким образом, в России имеется большой потенциал к развитию в этом направлении и возрастанию доли отечественной продукции энтомофагов, в особенности, учитывая высокий спрос на экопродукты и сопутствующий ему тренд на экологическое земледелие.
Основным объектами применения энтомофагов являются чешуекрылые на стадии яиц и гусениц, такие как листогрызущие совки (например, хлопковая), огневки (например, кукурузный стеблевой и луговой мотыльки), а также листовертки (например, яблонная плодожорка), поражающие садовые культуры. Против них применяется два комплекса энтомофагов: на стадии яиц различные виды трихограммы и на стадии гусениц габробраконы. И это направление, несомненно, должно расширяться. Так, высокую эффективность трихограмма и габробракон могут показать против подгрызающих совок (прежде всего, озимой совки), что на данный момент освоено недостаточно. Согласно отечественным и зарубежным исследованиям, хорошую эффективность показывают хищные клопы (например, Podisus) и жужелицы, которые могут быть использованы против жесткокрылых вредителей (в том числе колорадского жука), некоторые виды браконид (Opius pallipes, Dacnusa sibirica, Diglyphus isaea) – против минирующих вредителей, клопы Orius – против паутинных клещей, трипсов, тлей и яйцекладок различных насекомых. Также может быть расширен комплекс энтомофагов против тлей (за счет использования различных видов коровок, галлиц, клопов-слепняков и сетчатокрылых), паутинных клещей и трипсов (за счет различных видов хищных клещей) и чешуекрылых (за счет видов семейств ихневмониды и хальциды). Комплекс энтомофагов может быть существенно расширен при условии привлечения для борьбы с вредителем местных (аборигенных) видов хищников и паразитоидов, что также позволит повысить эффективность их применения в конкретных условиях.
Существует несколько причин того, почему применение энтомофагов в целях защиты сельскохозяйственных культур уступает химическим СЗР. Во-первых, с 90х годов технологии производства и внесения энтомофагов в России и за рубежом практически не разрабатывались, и лишь в последнее время это направление стало возрождаться. Поэтому на данный момент, в отличии от пестицидов, нет общепринятой технологии разведения даже основных видов энтомофагов (трихограмма, габробракон и хищные клещи) – различные предприятия используют уникальные подходы, большая часть которых находятся в стадии поиска или которые применимы только для конкретного климатического региона. Отсутствие отработанных технологий разведения (производства) энтомофагов не способствует появлению на рынке большего числа игроков и снижает производственную нагрузку по стране. Кроме того, по-прежнему отсутствует промышленно производимое оборудование для разведения энтомофагов, и каждое предприятие использует собственные (отчасти экспериментальные) технологии. В настоящее время при выращивании насекомых основная часть работ выполняется вручную, зачастую это кропотливый и монотонный труд. Для отлова или пересадки взрослых насекомых на предприятиях используют и приспосабливают не предназначенное для этого оборудование. Та же ситуация и с технологией внесения энтомофагов на полях – нет общепринятого способа расселения организма, равно как и применяемого для этого оборудования. Различные компании вносят энтомофагов на разных стадиях жизненного цикла (имаго, куколки или личинки), что существенно сказывается на технологических картах применения энтомофагов. Для хищных клещей также существует существенная проблема в поиске кормового объекта и очистки финального продукта от этих фитофагов. Все это требует дальнейшего исследования, и, к счастью, обширные работы в этом направлении ведутся в различных научных организациях России. Помимо всего прочего проблема применения энтомофагов нередко сводится к нежеланию производителя сельхозпродукции отказаться от понятной и привычной химической защиты. Существует направленность сельхозпроизводителя в первую очередь как предпринимателя в получении максимальной выгоды с минимальными затратами и в кратчайший срок, что ставит биологическую систему защиты растений с применением энтомофагов в невыгодное положение ввиду неразвитости технологий. Наконец, особого внимания требует умелое комбинирование применения энтомофагов и химических СЗР на ряде культур, не позволяющих уйти от пестицидной нагрузки полностью.
Несмотря на широкое распространение химических СЗР, у борьбы с вредителями с помощью ядохимикатов есть целый ряд узких мест. В частности, почти все вредители имеют высокую сопротивляемость к ядам и даже к самым сильным из них привыкают, что ведет к необходимости постоянно наращивать дозировку, а со временем и вовсе перестает работать. Высокая концентрация химии может также не лучшим образом сказаться на получаемой сельхозпродукции. Другое дело — энтомофаги, которые пожирают насекомых-вредителей, не оказывая никакого негативного влияния на растения. Также энтомофаги всегда работают избирательно против конкретной группы насекомых и не наносят никакого вреда популяциям полезных видов, таких как пчелы и прочие опылители. Насекомые-вредители ни при каких обстоятельствах не способны выработать резистентность к энтомофагам, что позволяет применять энтомофагов из года в год на одних и тех же агроценозах. Также к основным преимуществам можно отнести то, что для такой борьбы применяются популяции насекомых, характерные для той или иной местности, где они чувствуют себя как дома. Такие популяции эффективно борются с вредителями и активно размножаются в этой среде. Важной особенностью энтомофагов является то, что при их внесении (даже однократном) создается популяция этого вида в конкретном агроценозе (или усиливается существующая природная популяция), которая способна в течение нескольких лет самостоятельно (без внесения) контролировать численность фитофагов в агроценозе. Таким образом, применение энтомофагов носит долговременных характер и в перспективе существенно способно снизить затраты на обработки в хозяйствах. Помимо вышеперечисленного можно отметить, что энтомофаги работают против вредителей там, где их не достаёт химия, а именно: во внутренних структурах растений. С течки зрения технологии применения у энтомофагов также есть преимущества перед химическими обработками в том, что нет необходимости использовать массивную технику для их внесения. Кроме того, для эффективной обработки пестицидами от насекомых необходимо обеспечить равномерное внесение препарата на каждое растение, с энтомофагами все проще, вы их выпускаете в полях точечно по определенной сетке, а насекомые уже сами расселятся под каждый куст и найдут вредителей, для этого не нужно высокоточное оборудование.
Несомненно, энтомофаги должны составлять существенный компонент в комплексе биозащиты растений. Если речь идет о биозащите против вредителей, то энтомофаги должны играть доминирующую роль в этом комплексе. Однако и в этом случае они могут быть не единственным компонентом, так как помимо энтомофагов в борьбе с членистоногими активно могут применяться биологические препараты грибов и бактерий, имеющих энтомопатогенный характер действия. Например, против кукурузного стеблевого мотылька и совок могут применяться препараты, содержащие микроорганизмы риккетсии – естественные энтомопатогены. Разработки в этом направлении, несомненно, должны быть продолжены. Если речь идет о биозащите в целом (включая также сорные растения и болезни), то энтомофаги возможны как основная технология против вредных насекомых, при условии грамотного подхода в комбинировании их со средствами защиты от болезней и сорняков. Возможно, в ближайшие годы с развитием этого направления технология борьбы с вредителями с помощью энтомофагов станет преобладающей не только в биологических системах защиты растений, но и в целом по АПК. Для этого необходимо провести большую работу, так как основная часть современных агрономов не имеет понятия о работе большинства энтомофагов.
За последние годы в различных учреждениях России проводились многочисленные исследования по изучению эффективности энтомофагов против вредителей. Ведущую роль в этом направлении играл и продолжает играть Всероссийский научно-исследовательский институт защиты растений (ВИЗР) г. Санкт-Петербург, в котором не только проводились и проводятся исследования в этом направлении, но также создана и поддерживается самая крупная коллекция культур различных энтомофагов в России. Кроме того, такие исследования активно проводятся в Федеральном научном центре биологической защиты растений, г. Краснодар, во Всероссийском научно-исследовательском институте защиты растений (ВНИИЗР), г. Воронеж, в различных отделениях Россельхозцентра по стране и др. Также ряд ведущих вузов России в рамках работы своих лабораторий проводят исследования в этом направлении — например, Тюменский государственный университет является ведущим мировым лидером по изучению технологии производства и применения хищных клещей в целях защиты растений. Исследования такого характера проводятся также за рубежом, прежде всего в США и Канаде.
Василий Колесников, Дмитрий Тарабрин
ФГБНУ «ВНИИЗР»